По предотвращению потери ориентировки
Предотвращение потери ориенти — родкн достигается точным соблюде ином основных пранип еамо..етовож деиия, главным из которых примени тельио к рассматриваемой проблеме является требование обязательного определения МС непрерывным ечне леннем пути (автоматическим пли неавтоматическим) н периодической коррекции счисленных координат Успешное выполнение полета по заданной траектории возможно только комплексным применением техаиче скнх средств самолетовождения в сочетании с визуальной ориентировкой.
Экипаж „олжен выбирать для решения тех или иных задач воздушной навигации такие средства из имеющихся в его распоряжении, которые в тайных условиях полета и фактической аэронавигационной об-
становив обеспечат успешное безопасное выполнение задания.
Меры по предотвращению потери ориентировки подразделяют на реализуемые на земле перед полетом и на применяемые в процессе выполне пня полета. На этапах общей (заблаговременной), предварительной и предполетной ПОДГОТОВКИ к но тетям проводится ряд работ, а также разрабатываются меры, которые реализуются в полете.
Ма этапе общей навигационной подготовки формітуетси профессии цельный уровень летного состава. Б процессе самостоятельной работы, организованной учебы, участия в сборах и разборах полетов приобретаются навыки оптимального решения штурманских задач, в том числе пре..отвращения потери ориентировки. Поэтому необходимо постоянно совершенствовать теорегнческую и практическую подготовку экипажей по самолетовождению. Большую роль играют хорошо подготовленные и организованно проведенные разборы полетов, когда вскрываются недо статки и неправильные действия, допущенные экипажами ВС г. ри самолетовождении, таются указания по исключению этих ошибок, изучаются и анализируются случаи потери ориентировки, нарушен»,я правил и режима полетов, выявляется положительный опыт но обеспечению выпол нення ЗПВТП.
Основная форма потготовкн к конкретному полету— предоаритель ная. На этом этапе проводятся нее работы, которые можно выполнить без информации о. метеоусловиях, радиотехническом обеспечении полетов и коммерческой нагрузке. В процес се предварительной по уотовкн мо жет быть принят ряд мер по предотвращению потери ориентировки и разработаны меры по ее предупреждению в процессе самого полета. С этой целью ні іавнсимо от характера предстоящего полета и условий самолетовождения изучаются, маршрут полета, запасные и основные аэродромы; расположение’ радиотехнических средств обеспечения поле — тон и способы их использования; осо бешпети самолетовождения и эксплуатации навигационного обору ц> вания при выполнении данного полета; рубежи приема и передачи уь равлония воздушным движением между пунктами УВД по маршруту; приграничные полосы и ограничительные пеленги; зоны (районы) с особым режимом полетов
Кроме того, в зависимости от назначения, района, высоты, физико- географических факторов и времени суток полета, условий пилотирования и самолетеївождения на этапе пре днарнтельноЙ подготовки выполняется ряд дополнительных работ в штурманском отношении
При подготовке к полетам но международной воздушной трапе юполните. пьно изучаются: правила
полетов в воздушном пространстве иностранных государств; маршрут полета по аэронавигационным картам издания СЛИ ЦУЭРТОС ГА и зарубежных изданий: Инструкция но производству полетов на междуна ро ;кои воз іушпой линии: порядок
использования иностранных ра іио технических сре ICTB обеспечения полетов; климатические особенности государств, в воздушном пространстве которых производятся по деты.
Подготовка к полетам в погярных районах и над водным пространством дополнительно включает: подбор от — рыьных листов авиационного астрономического ежегодника н таблиц высот и азимутов Солнца, Луны, планет и звезд; подготовку вспомогательных таблиц и бланков для расчета астрономических линий положения и данных дли отсчета путевых углов курсов II пеленгов от условных меридианов; по фобное изучение береговой карты; консультацию по воп р юам самолетовождения с другими экипажами имеющими опыт полетов н данном районе.
В процессе подготовки к полетам по MBJ1 и ПАЯХ, а также к поледам ВС летных училищ дополнительно изучаются: особенности ведения ни. дуальной ориентировки при полете на малых высотах; специальные ин струкцин и руководства МГА ретла монтирующие организацию н вы гол псинс полетов по каждому виду ра бот по ПАПХ: детально район ноле той и характерные ориентиры, особенно в приграничной полосе. Отрабатываются навыки выполнения расчетов в уме.
Для самолетовождения над беэ — ориентирной местностью при полетах по ПВП тщательно научаются характерные особенности местности по маршруту. помогающие ведению ви дуальной ориентировки, а также удаленные боковые ориентиры (вершины гор. большие реки, озера, берега морей н пр ), которые могут быть использованы для визуального пеленгования. На картах уточняются границы распространения барханов русл рек и высохших озер, пригодных для вегения визуальной ориентиров ки. При по іготовке к полету в труд — иоонознаваемые с воздуха населен ные пункты или объекты маршрут на картах прокладывается на ближайший к нему характерный ориентир. от которого рассчитывается курс следовании и время полета до пункта назначения. Полезно проводить консультации по вопросам ведения ориентировки с другими экипажами, имеющими опыт полетов по данному маршруту.
Если полет на д безориеитнриой местностью выполняется по Г1ПГІ то при подготовке к нему изучаются особенности веления радиолокационной ориентировки; выбираются н вы — к-лиются на карте возможные РЛО; изучаются методы ведення ориентировки с помощью астрономических ере хтв и с пособы применения систем дальней навигации; намечаются точки коррекции счисленных координат
Подготовка к полету в горной местности дополнительно требует: изучении рельефа местности (отдельные нершипы, направлення хребтов, ущелий, горных долин и их взаимное расположение) в полосе не менее чем по 50 км в обе стороны маршрута полета; изучения н отметки на карте мест, которые могут быть нсподьзо — наны для вынужденной посадки.
В результате всей этой работы на этапе предварительной подготовки идя каждого участка маршрута вы бираются способы и средства нави гацнч, обеспечивающие требуемую точность самолетовождения, и опре — 1СЛЯЮТСИ методы по восстановлению ориентировки в случае ее потери. а также порядок действий экипажа при ухудшении метеорологических условий.
Предполетную подготов — к у экипажа проводят с учетом конкретной аэронавигационной обстанов ки н метеорологических условий. При этом особое внимание обращают на расположение зон с опасными метеорологическими явлениями по маршруту полега. Расчет навигационных элементов полета по участкам трассы выполняют с учетом прогноза нет ра по высотам. В случае прі пятня решения на вылет в условиях грозовой деятельности определяют методы н средства самолетовождения, которыми можно пользоваться при ухудшении работы РТС, намечают поря док обхода грозовых очагов, предусматривают обходные маршруты и способы восстановления ориентировки по этапам полета.
В завершенна предполетной подготовки осуществляется штурманский контроль готовности экипажа к полету. При этом проверяют: качество подготовки полетной н бортовой карт; наличие необходимых документов аэронавигационном информации н справочных материалов; правильность выполнения навигационных расчетов и записей их в бортовом журнале; знание членами экипажа правил и режимов полета, метеорологической обстановки, расноло женин средств самолетовождения по трассе и району полетов, характер их работы и дальность действия и ф.
По прибытии экипажа на ВС тща тельчо проверяют навигационное обору іованис. При наличии иа борту АНК производится программирование полета.
В целях предотвращения потери ориентировки в полете необхо1ИМО строго соблюдать основные правила самолетовождения Для обеспечения безошибочного следования по заданной трассе (маршруту), точного выхода на КО, ОПМ н аэродром посадки по месту н времени экипаж обязан щпрерынно нести контроль пути счислением и комплексным использованием дехническнх средств и способов самолетовождения. При полетах на ВС с любым составом на — ннгационного оборудовании, безусловно, нельзя полагаться на результат измерения какого либо параметра с использованием только одного средства. Для измерения необходимо использовать два-три независимых ка нала. В этом состоит одно из важнейших правил самолетовождения.
Особое внимание необхо іимо уделять строгому выдерживанию расчетного ку|>еа следования, постоянно следить за показанием нсех курсовых приборов, корректировать основной датчик курса с использованием вспомогательных и радиотехнических средств, не допускать ошибок нрн вводе поправок в КС в процессе коррекции и перехода к измерению курса от меридиана аэродрома посадки. Контроль пути по направлению следует вести всеми имеющимися сред ствамн и способами. Если обеспечивается по ют по ЛЗГГ, то практически гарантируется предотвращение потери ориентировки.
Контроль с земли за выполнением ЗГІВТП и управленні воздушным ІВИЖСНШ’М должны быть постоянны ми — диспетчеры не должны дону екать отклонений ВС от установлен ного маршрута. В случае необходи — мостн для обеспечения безопасности полетов они должны быть согласованы со службой движения.
Кроме вышеприведенных общих мор, обязательных для всех ВС независимо от характера полета, имеются специфические конкретные меры по предотвращению потери ориентировки применительно к особенностям самолетовождения в различных фи зпко-географическнх условиях.
При выполнении полетов на малых и предельно-малых высотах необходимо: основное внимание уде
лять точности выдержинания курса следования, заданной скорости и вы соты полета; контролировать путь счислением, визуальным методом в комплексе с радиокомпасом; в случае необходимости вводить поправки в курс полета, уточнять время прибытия в пункт назначения; по местным признакам оценивать и уточнять на правление и скорость ветра; следить
9 За к. 639
за и імепсиием метеоусловий, чтобы быть готовым принять правильное решение в усложнившейся обстановке.
Самолетовождение над малоориентирной местностью и пустыней по ПВІ1 осуществляется точным выдерживанием расчетного курса следования с периодическим уточнением угла сноса, особое внимание уделяется определению путевой скорости. При полетах вне трасс разрешается в случае невыхода в заданную точку, учитывая запас топлива, отыскивать объект, выполняя полет по прямо угольному маршруту (кругу) вокруг выбранного на местности ориентира. Если после 15—20 мин поиска пункт назначения не будет обнаружен, то экипаж обязан возвратиться в пункт вылета или уйти на ближайший запасной аэродром. Самолетовождение при полетах по ППП предусматривает строгое выдерживание расчетного режима полета, периодическое внесение необходимых поправок в курс н скорость, комплексное использование навигационных средств и систем
Самолетовождение над горной местностью на высотах, превышающих наибольшие вершины гор на 1000 м и более, выполняется по общим правилам согласно НПП ЕА и инструкциям по производству полетов, разрабатываемым для каждой МВЛ, пролегающей над горной местностью Поскольку в горных районах ветровой режим неустойчив, то скорость н направление ветра необходимо определять с интервалом 20—35 мин, а также при переходе от горной местности к равнинной и наоборот. По этой же причине следует больше уделять внимания визуальной ориентировке и применению РТС, учитывая влияние горного эффекта на точность ра днокомпасных измерений. В качс стве ориентиров, кроме крупных населенных пунктов, рек и озер, можно использовать вершины гор и хребтов, ущелья и долины. Вершины гор и хребтов служат также хорошими РЛО.
При полетах в полярных районах Северного и Южного полушарий основным датчиком курса служат ГПК и КС в режиме ГПК, периодически
257
корректируемые по астрокомпасу. Полеты выполняются только но ортодромиям с использованием специальной сетки условных меридианов, впервые предложенной (применительно к району полюсов) В. И. Аккуратовым. Путь контролируется по радиотехническим и астрономическим средствам, ведется прокладка пути и визуальная ориентировка. При использовании наземных РТС предпочтение отдается радиолокаторам, УКВ радиопеленгаторам, разности.> далыюмернон системе и радиомаякам типа ВРМ-5. Независимо от запроса диспетчера экипаж каждые 30 мин сообщает ему свое МС.